Версия для печати   На главную   Написать нам   Карта сайта 
Наши партнеры
 
нажмите, чтобы перейти на сайт компании
  
Администрация Кемеровской области

 Администрация г. Новокузнецка

 
ООО «СПК-Сибирь» 

Компания «TOMRA»

Группа компаний «Экомтех»



 
 

Кому нужен чистый город?

04.02.10

«Город в кольце свалок», «Горящая свалка – бомба на завтра» «Отступать дальше некуда. Вся надежда на полигон». Такими заголовками пестрили страницы новокузнецких газет еще три года назад. Жизнь города отравляла горящая свалка. Остро стоял вопрос строительства современного полигона.
 
Денег в местном бюджете на это заложено не было. К счастью, нашелся инвестор – ООО «Инвестиционная компания «Лэнд Финанс», которая взялась за строительство отвечающего передовым технологиям завода-полигона твердых бытовых отходов в районе села Кругленькое. Этот особо значимый проект реализовывался под патронажем губернатора области А.Г. Тулеева и главы города С.Д. Мартина. В июле 2009 года мусороперерабатывающий завод вышел на производственную мощность, и городская свалка была полностью закрыта. Однако за цивилизованный подход, чистоту, экологичность нужно платить больше. А к этому оказались готовы не все.
 
Весь объем городского мусора сегодня идет на завод-полигон. Это не просто новая свалка, где мусор складируется и продолжает загрязнять воздух, почву, подземные воды. На заводе ведется масштабная сортировка – из общей массы выделяются пригодные для дальнейшего использования отходы (бумага, картон, пластик, стекло и так далее), после чего направляются переработчикам. Остальной мусор поступает на захоронение в специальных спрессованных брикетах с полимерной пленкой, что в пять раз уменьшает его объем и сводит к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. Такие заводы работают сегодня в Европе, для России это пока нововведение. Подобный новокузнецкому завод-полигон в прошлом году был запущен лишь в Казани.
 
При возведении завода-полигона у села Кругленькое еще в 2008 году одним из требований властей стала аудиторская проверка обоснованности тарифа на утилизацию мусора. В результате предполагаемый собственником уровень тарифа был скорректирован и уменьшен примерно на 10 %. Однако отдельные компании-перевозчики ТБО – посредники между населением и заводом – все равно возмутились тем, что в связи с утилизацией ТБО на современном заводе-полигоне тариф стал выше. Новую волну непонимания вызвал переход с 1 января 2010 года на исчисление ввозимого на завод мусора в тоннах вместо кубометров.
 
– Мы открыты для диалога с партнерами, для контроля административных и надзорных служб, – сказал нам Андрей Иванович Функ, генеральный директор компании ООО «ЭкоЛэнд», эксплуатирующей полигон. – Недавно на заводе была осуществлена проверка департамента цен и тарифов администрации Кемеровской области. Особых замечаний к нам нет. Следующей станет проверка Федеральной антимонопольной службы области. Более того, в феврале свою работу начнет специальная комиссия из представителей всех заинтересованных организаций под руководством опытного специалиста в области переработки отходов Е.П. Волынкиной. Тарифы исчислялись, исходя из годовой производственной программы (это переработка 118 тыс. тонн мусора). Кроме того, в тарифе учтены затраты на оборудование, электрообеспечение, в целом содержание завода, выплаты налогов и заработной платы персоналу. Все это можно будет подтвердить уже в ближайшее время. При всем сказанном срок окупаемости завода на сегодня составляет 8 лет, а это, согласитесь, нескорое возвращение вложений.
 
Что касается перехода с кубометров на тонны, то оно оказалось осуществленным с учетом вышедшего в конце года Постановления Правительства РФ, которое позволяет вести учет ТБО как в кубических метрах, так и в тоннах. Согласно ему депутаты городского Совета поддержали переход расчетов на тонны. В чем преимущества? Кубометры – понятие во многом спорное: коэффициент уплотнения на законном основании может колебаться от 1,6 до 6, а это совершенно разные цифры оплаты. В результате некоторые перевозчики стали использовать это в своих интересах. А тонна, как говорится, она и в Африке тонна: автомобиль с мусором  при въезде на завод становится на весы (проверенные Новокузнецким филиалом Кемеровского центра стандартизации, метрологии и сертификации), затем заезжает на них после выгрузки, разница вычитается – вот и реальный вес груза. Переход на новую, более объективную систему расчета, конечно, требует перестройки работы на всех этапах. К примеру, как подсчитать мусор, полученный у абонентов (жителей или юридических лиц), перевозчикам ТБО? Сегодня прорабатываются различные варианты, в том числе установка весов на перевозящих мусор КамАЗах.
 
К слову, за мусор, который поставляется на завод, оплачивают сегодня только 4 тысячи юридических лиц (они заключили с заводом договора), остальные 8 тысяч уходят от ответственности, выбрасывая мусор в бачки при домах, за которые, кстати, платят жильцы. Решив этот вопрос, удастся сократить плату для горожан. Что касается самого населения, то мы сегодня оплачиваем около 3 % от стоимости утилизации мусора, а остальные 97 % как выпадающие доходы должны компенсироваться из городского бюджета. В нынешней ситуации нехватки бюджетных средств это стало проблематичным. Тем не менее пока повышение тарифов за утилизацию мусора на населении не сказалось. Увеличится ли соотношение оплаты, решать властям. Важно, что пока согласно законодательству нам начисляется сумма за вывоз и утилизацию мусора, исходя из площади квартиры, в которой мы прописаны. Получается, что живущая скромно в трехкомнатной квартире пожилая чета платит за вывоз и утилизацию мусора так же, как, например, проживающий в аналогичной по габаритам квартире бизнесмен, который затеял ремонт и выносит мусора гораздо больше. Увы, такой подход в одночасье не изменить, но это делать нужно.
 
Заместитель главы города Новокузнецка по ЖКХ Александр Владимирович Иванов приводит в пример опыт западных стран, где берется налог с продаж на транспортировку и утилизацию мусора. То есть в стоимость сока или утюга в упаковке (которую потом человек выбросит) уже закладываются необходимые средства. И это гораздо справедливее, чем платить за утилизацию мусора с квадратных метров нашей жилплощади. На сайте правительства Москвы вопрос введения этого налога уже обсуждается. По всей видимости, сначала такая практика возможна в качестве эксперимента. И, быть может, именно Кузбасс (где программа строительства по области заводов-полигонов, подобных новокузнецкому, уже одобрена губернатором А.Г. Тулеевым) станет первым среди субъектов федерации в этом начинании? А пока…
 
Есть у нас такая традиция – присесть на дорожку, но нет такой традиции – убрать за собой, сказал однажды мыслитель. В важном деле утилизации и переработки мусора, на цивилизованном пути мы, пожалуй, находимся в самом начале. От средневековой свалки, слава богу, ушли. Пришли к современному заводу-полигону, который уникален не только для Кузбасса, но и Зауралья. Но готовы ли к этому оказались? Новый завод способен решить проблему утилизации мусора в Новокузнецке на десятилетия и сделать город гораздо чище! Но для этого мы сами должны изменить свое отношение к вопросам экологии и утилизации мусора. Прежде всего – в сознании. Можно вымыть пол, но станет ли чище, если по-прежнему ходить не разуваясь?
 
Газета «СедьМой день»
№ 4 (104), 4 февраля 2010 года
Автор: Любовь Костерина
 


Разработка и продвижение сайтов. AXIOMA
Контакты

Адрес: г. Новокузнецк,
проезд Родниковый, 25
телефон: (3843) 99-15-60
телефон/факс: (3843) 99-16-55
e-mail: oooecoland@mail.ru






Пройти в галерею »
© 2008–2024. Все права защищены. Эколэнд.